Метагалактический мегакинопортал
Наш Фейд-Раута, розоволосая Алиса и прочие герои на постерах фильма «Сто лет тому вперёд» Гоночная драма с Брэдом Питтом может стать самым дорогим фильмом в истории Marvel обнажило зубы и будет сосать: появились новые обложки к ивенту «Кровавая охота» Прокатчик «Джея и Молчаливого Боба: Перезагрузки» выпустит летом новый фильм Кевина Смита (фото) Warner Bros. передумала избавляться от игр издательства Adult Swim Games?

Бегущий по лезвию 2049

Blade Runner 2049

Я, репликант

«Бегущий по лезвию 2049» мог доказать, что Дени Вильнёв — гений. Один из лучших постановщиков современности прославился умением выстраивать из мелочей и нюансов медленные, холодные, прагматичные фильмы, которые приманивают зрителей похлеще, чем мотыль карася во время зимней рыбалки. И что главное, Вильнёв умеет создать конфетку буквально на пустом материале: по сей день многие в шоке от того, что банальнейшее с виду «Прибытие» в итоге оказалось едва ли не лучшим фильмом 2016 года. В случае с продолжением культовой картины Ридли Скотта режиссёру и вовсе нужно было вывернуться наизнанку. Казалось бы, тема репликантов исчерпала себя с уходом Рика Декарда и Рэйчел в закат, а значит, новый материал для сиквела нужно было буквально извлечь из ниоткуда, из бумажного единорога, оставленного на столе Гаффом. Решение получилось простым: расширить имеющуюся вселенную, протянуть ниточки из оригинала и развить их в новую историю. Итог: «Бегущий по лезвию 2049» доказывает, что Вильнёв — не гений. Увы.

Секретность вокруг нового «Бегущего» была такой, будто снимали не фантастику, а сложносочинённый политический триллер про разоблачение Папского Престола. Журналистов всячески упрашивали не раскрывать детали сюжета. К сожалению, именно сюжет и является одним из слабых мест сиквела. Главный герой — «разумный» репликант нового поколения с позывным «К» (странно, что вдобавок не Йозеф) — занимается отловом сбежавших андроидов «старой» модели, то бишь тем же, что делал Рик Декард в первом фильме. Завязка — обнаружение костей женщины, умершей во время родов, и всё бы ничего, но серийный номер указывает, что родившая была репликантом. В поисках невозможного К сталкивается с тайной, информацию о которой кто-то настойчиво, хотя и не полностью уничтожил 30 лет назад.

С фабулой есть ровно одна большая проблема: почти все козыри авторы раскрывают до обидного быстро. Мало того что (ах, эта вечная проблема маркетологов) изрядные сведения о фильме можно почерпнуть из трейлера, так и в самом фильме интрига создаётся старательно, но уж больно предсказуемо раскрывается в финале. Да, замечательно, что авторам удаётся обмануть аудиторию: излюбленный штамп, которым грешит немалая доля современного кино, преследует зрителей почти до самого конца, и главное, авторы умело подогревают худшие предположения, чтобы позже сделать крюк и повести сюжет в несколько ином направлении. Проблема в том, что ожидаемый «вот-это-поворот» у некоторых может вызвать недоумённый смех. В целом же налицо традиционный, в меру логичный фантастический детектив; хотя есть ощущение, что продюсер фильма Ридли Скотт в последнее время специально недооценивает своих персонажей и в некоторых моментах делает их нарочито безмозглыми, подобно астронавтам в «Чужом: Завете».

Чем Вильнёв славился всегда, так это невероятными изобразительными решениями своих кинолент — преобладанием холодной, почти стерильной цветовой гаммы, которая иногда буквально взрывается, окрашивая всё вокруг яркими вспышками взрывов, крови или света (вспомнить хотя бы «Врага», где цвет играл большую роль в драматургии). В этом отношении «Бегущий по лезвию 2049» — кажется, апофеоз творчества режиссёра на данный момент. Здесь на контрасте между локациями завязано всё — цвет буквально разделяет фильм на отдельные «зоны», каждая из которых словно живёт по своим законам. Например, в холодном, чисто «блейдраннеровском» Лос-Анджелесе людей-то толком и не видно: преимущественно мы наблюдаем за жизнью репликантов, любовь заменили виртуальные девушки и размалёванные проститутки, а неоновые голограммы на каждом шагу лишь усиливают ощущение «мёртвого» будущего, поглощённого технологиями. Так что придираться к фильму в визуальном плане — всё равно что пинать Рембрандта за то, что его картины прекрасны.

С другой стороны, безупречная визуальная часть при откровенно скудной сюжетной линии перетягивает одеяло на себя. Как будто авторы не знают, чем ещё завлечь зрителей кроме отличной цветокоррекции из влажного сна людей с тонким художественным вкусом. Порой это даже раздражает, и здесь фирменные вильнёвские медлительность и созерцательность видеоряда идут фильму далеко не на пользу. Всё в том же «Прибытии», смотревшемся на порядок динамичнее, долгие планы и нагнетающий саундтрек Йохана Йоханнссона сочетались с мощным философским подтекстом, который оправдывал черепаший шаг повествования. В «Бегущем по лезвию 2049» философия осталась на уровне первой части, все эти размышления о сущности репликантов, их отличии от людей и прочих «тварь я дрожащая или право имею» мы уже видели. По настроению сиквел действительно совсем иной, он гораздо более тягучий, чем оригинал, но в этом и его проблема: внешне глубокий, на деле он пустоват, а местами тривиально скучен. И потому визуальная пышность смотрится избыточно и словно не всегда к месту.

Все высказанные претензии были бы несправедливыми, если бы это был другой фильм и если бы мир не знал оригинал за авторством Скотта. Тогда можно было бы кричать о перевороте в истории, о появлении новой иконы, о невероятном мастерстве Вильнёва и его гениальности. Но увы, на фоне гениальности фильма 35-летней давности, который до сих пор смотрится бодро и свежо, метафизические потуги по созданию новой классики выглядят не то чтобы плохо, а скорее просто недостаточно хорошо, чтобы конкурировать с нестареющим оригиналом.

   
   
Обсуждение рецензии
195 комментариев
Поделиться:
Иван Афанасьев
4 октября 2017

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
88%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Стерильно»

  • Юрий Лущинский«Стерильно»

  • Евгений Кузьмин«Стерильно»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
3ЕВА
 
 
0Телеовощи – 548: Модный приговор
 
1Ноль кадров в секунду – 526: Кнут и гильотина
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 619: «Годзилла: Минус один», «Судная ночь в Аркадии», месяц без пираток, бутылка Дуэйна Джонсона
 
3ЕВА – 580: Росиу был (не) прав
 
0Телеовощи – 547: Кринж для всех возрастов
 
0Ноль кадров в секунду – 525: Устаревающие новости
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 618: «Блиндаж», «Манкимэн», настоящий лицехват, зомби в Средневековье, «Артур, ты король»
Ещё

Новые комментарии