КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Лару Крофт хотят превратить из Расхитительницы гробниц в Искательницу правды? Император Энтони Хопкинс и прочие на кадрах эпика Роланда Эммериха «Обречённые на славу» Новый патч Tomb Raider I-III Remastered привносит 155 улучшений Тизер «Пингвина»: матёрый Освальд Кобблпот и мрачный Готэм Первый взгляд на Тома Бомбадила во «Властелине колец. Кольцах власти» (фото)

Великолепная афера

Matchstick Men

Симпатия

В наших сердцах угольком тлеет подозрение, что Ридли Скотт взялся за "Великолепную аферу" лишь для того, чтобы доказать себе и людям одну истину — он сумеет сделать фильм про мошенников не хуже Стивена Спилберга. Разумеется, в реальности создателя культового "Бегущего по лезвию бритвы", феерического "Черного ястреба" и прорвы других замечательных фильмов вряд ли посещали столь недостойные великого режиссера мысли, однако сознание — штука сложная. Единожды залетевшую в него скабрезную мысль порой приходится выпроваживать буквально взашей.

Словом, если Ридли и пытался перещеголять своего коллегу по киношному цеху, то удалось это ему не до конца. "Великолепная афера" вышла донельзя приятным фильмом, сказать о котором плохо не повернется язык даже у самого закоренелого циника, однако широкого признания публики, которым мог похвастаться спилберговский "Поймай меня, если сможешь", добиться ей так и не удалось. Что ж, бывает всякое.

Такая жизнь

Если попросить только что вышедшего из зала человека назвать одно-единственное прилагательное, наиболее точно характеризующее "Великолепную аферу", можно услышать много разных слов идентичной эмоциональной окраски. "Хороший", "милый", "добрый", "легкий", "симпатичный"… Последнее — в яблочко.

От всех героев этого фильма веет симпатичностью за версту. Аферист Рой и его напарник Фрэнк, несмотря на свой сугубо порочный род занятий, выглядят добрейшими и милейшими личностями, которые, казалось бы, в своей жизни и у мухи-цокотухи копейки не отберут. А между тем — по-черному кидают не банки, не беспринципных бизнесменов и даже не мегакорпорации, а самых обычных людей, у которых не хватает смекалки или жизненного опыта для того, чтобы дать достойный отпор всяким проходимцам.

И тем не менее — вот они, все в белом! Зритель смотрит, как Рой с Фрэнком объегоривают немолодую уже супружескую чету на приличную сумму денег (не то чтобы огромную, но все же явно ощутимую для семейного бюджета), и не испытывает к подлецам никакой неприязни. Наблюдает за тем, как эта парочка планирует серьезно кинуть какого-то предпринимателя с двумя детьми-тинейджерами и скверной привычкой не давать чаевых, затем с изумлением узнает, сколько денег нажил герой Николаса Кейджа неправедным трудом, и все еще считает его хорошим человеком.

Определенно, в этом ему, зрителю, помогает множество нажитых Роем неврозов вроде трехкратного хлопка дверью при ее открывании-закрывании, маниакальной страсти к чистоте, боязни открытых пространств и так далее, и тому подобное. Ненавидеть такого несчастного (строить грустное-прегрустное лицо Кейджу удается лучше всех на свете) и одновременно забавного, да еще и столь трогательно привязавшегося к своей дочери персонажа нормальный человек просто не в силах. Полно вам, господа! Наш Рой — просто душка.

Все будет

И надо же было такому случиться, что именно эта всепоглощающая симпатичность оказывается чуть ли не единственным недостатком фильма! Видите ли, в чем дело — когда на экране обитают исключительно приятные люди, моментом пропадает желание и способность им сопереживать. Иногда кажется — вот умри сейчас все "положительные" (без кавычек, сами понимаете, здесь никуда) и не очень герои страшной смертью, — и ничуть не расстроишься. Право же, какие мелочи. Бывают вещи и похуже.

С этим убийственным зарядом положительной энергии не может ничего поделать ни сценарист, который, разумеется, по ходу дела подкидывает Рою парочку крайне неприятных ситуаций, ни даже сам Ридли Скотт, который умудрился-таки снять "Великолепную аферу" в своей неповторимой манере (почерк режиссера чувствуется не так чтобы часто, но все же чувствуется). Остаются практически невостребованными и искренние усилия актеров выжать из зрителя хоть какие-то отличные от положительных эмоции (особенно хороша в своем амплуа милейшая Элисон Ломен в роли Анджелы), что совсем уж ни в какие ворота.

И все-таки, как уже упоминалось выше, "Великолепная афера" — фильм на удивление приятный. В чем-то удивительный, в чем-то трогательный, уж простите меня за эти бесконечно повторяющиеся прилагательные. Отсидев положенные два часа и ни разу не заскучав (тот же "Поймай меня, если сможешь" не мог похвастаться таким важным качеством, как "тотальная незанудность"), из кинозала выходишь в исключительно приподнятом настроении.

Жизнь хороша, жить хорошо… И далее по списку.

Поделиться:
Михаил Судаков
23 октября 2003

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
81%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
14Лазер-шоу «Три дебила» – 622: «Майор Гром: Игра», «Атлас», «Каскадёры», обзор «Вызова», мстящая Джессика Альба
 
0Ноль кадров в секунду – 528: Битва за фансервис
 
 
1ЕВА – 583: Джентльменское приседание на лицо
 
1Телеовощи – 550: Склад Бондарчуков
 
0Ноль кадров в секунду – 528: Битва за фансервис
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 621: «Претенденты», провал «Каскадёров», «Марс Экспресс», «Дом у дороги 2», новая «Планета обезьян»
 
0Ноль кадров в секунду – 527: Два кубика чая
 
 
5ЕВА – 582: Истинное учение о попаданцах
 
0Телеовощи – 549: Много финалов
 
0Ноль кадров в секунду – 527: Два кубика чая
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме